Введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155, направлен на обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, к их структуре и результатам освоения. Положения ФГОС ДО могут использоваться родителями (законными представителями) при получении детьми дошкольного образования в форме семейного образования.
Реализация ФГОС ДО, направленная на повышение качества дошкольного образования, находится в прямой зависимости не только от уровня подготовленности педагогических кадров к работе в условиях введения и реализации ФГОС ДО, а также от степени вовлеченности родителей (законных представителей) к реализации ФГОС ДО, взаимодействия семьи и образовательной организации в вопросах воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста, информирования родителей (законных представителей) по основным положениям и особенностям введения и реализации ФГОС ДО.
ФГОС ДО, реализуемый дошкольными образовательными организациями с 1 января 2014 года, направлен на решение следующих задач:
1) охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
2) обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
3) обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);
4) создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
5) объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
6) формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
7) обеспечение вариативности и разнообразия содержания программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
8) формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
9) обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
ФГОС ДО определяет требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее – Программа) и к ее объему, к условиям реализации программы и к результатам освоения программы дошкольного образования.
Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
ФГОС ДО